|
|
|
|
Моддинг (переделка) усилителя записи
Из всех магнитофонов Mechlabor, модель STM 310 (версии 32) до сих пор, по прошествии уже 40 лет, вполне подходит для выполнения своих функций на современных студиях. Время показало, что некоторые его конструктивные особенности оказались даже жизнеспособнее всеми любимых Studer_ов. Основной плюс 310-х STM_ов – простота конструкция лентопротяжного механизма и управляющих им цепей. В отличие от 600-ой серии, в 310-ом присутствует электронная стабилизация натяжения ленты при помощи ёмкостного (безфрикционного) датчика не только на подающем узле, но и на приёмном. Отсутствие сильноточных реле в цепях коммутации делает управление ЛПМ очень надёжным. А вот звуковой тракт STM_ов – их слабое место.
Первая и главная засада звукового тракта STMов – их усилитель записи. Неизвестно какими соображениями руководствовались венгерские конструкторы, но придумать более идиотскую архитектуру не смогли бы даже советские итр_овцы.
Рис.1 схема усилителя записи магнитофонов STM
|
|
|
На схеме видим, что микросхема TBA 820 питается не от поступающих на плату 24-х вольт, а от пониженного до 12 вольт напряжения. Смотрим спецификацию на сию чудо-микросхему и понимаем, что это простенький 2-ух ваттный бытовой усилитель мощности с, мягко говоря, очень средними характеристиками, да ещё и работающий в классе B. Это ж какими надо быть приколистами, что бы засунуть такой усилитель в профессиональный студийный магнитофон! Ведь при питании 12 В вряд ли можно будет без криминальных искажений раскачать амплитуду выходного сигнала выше 6-ти вольт. Такой амплитуды будет явно недостаточно для раскачки необходимого тока записи.
Но инженеры Mechlabor (вероятно, выпив не один литр водки, или что они там в те времена пили) придумали архихитроумный и такой же архидурацкий ход: поставить на выходе этой микросхемы повышающий (!) трансформатор с коэффициентом передачи 1:4. И вот оно рукотворное чудо! Теперь амплитуда выходного и очень полезного сигнала «взлетела до звёзд» – аж до 24-х вольт! То есть: они сначала обменяли напряжение на ток, а потом, при помощи трансформатора, обменяли обратно ток на амплитуду.
Утром, протрезвев, они поняли, что облажались. Но схема уже была утверждена начальством – экономика-то у них тогда была тоже соц-лагерная. А тут ещё, как на зло, в их контору пришёл заказ из СССР на тысячи таких магнитофонов к олимпиаде-80 в Москве. В то время у нас многие задавали (себе?) резонный вопрос: как такая страна как СССР с её кучей НИИ и развитой (по тем временам) военной промышленностью не смогла сама разработать и запустить в серийное производство свой собственный (МЭЗы не в счёт!) современный студийный магнитофон? ... Ну да ладно, приступим к переделке этого «чуда» инженерной мысли. Синими стрелками на схеме обозначен путь сигнала.
Выпаиваем всё ненужное и освобождаем плату:
1. Область отмеченную жёлтым на рис.1. Это цепь изменения коэф. усиления для работы ус. записи в моно версиях магнитофонов. Если у Вас стерео версия, этой цепи уже может и не быть на плате.
2. Естественно, микросхему усилителя IC1, отмечена красным. Всю её обвязку удаляем тоже.
3. Выпаиваем трансформатор Tr2. Возможно, где-то ему найдётся лучшее применение.
4. Удаляем входной трансформатор Tr1. Вряд ли кому понравится его завал на краях диапазона и характерный «плоский» окрас, т. е. посредственные фазовые и переходные характеристики. Вместо него просто организуем усилителю несимметричный бестрансформаторный вход. Конечно, если у Вас источник сигнала тоже трансформаторный и есть возможность купить хороший входной буферный трансформатор, типа Lundahl или Jensen – никто Вам этого не запретит! Но его вовсе не обязательно ставить на саму плату, а лучше подсоединить его снаружи коротким проводом. Тогда откроется возможность подключать разные трансформаторы, что бы легко менять окрас звучания усилителя в нужную сторону.
5. Микросхему полевых ключей IC2 и управляющую ими логику IC3 тоже выпаиваем. Так как 19-я скорость не представляет интереса для студийного использования. Если она когда и потребуется, то только для концептуального ухудшения (сатурации) сигнала. А для этого всё равно придётся использовать внешнюю eq-коррекцию. Хотя, элементы пассивной коррекции 19-ой скорости (отмечены оранжевым на рис.1) лучше всё же оставить на плате. Они никому не мешают и могут понадобиться для экспериментов.
6. Чуть не забыл – косу штатных проводов отпаиваем и удаляем всю и первым делом. В освободившемся вокруг потенциометров пространстве будет гораздо удобнее воссоздать схему входной пассивной частотной коррекции и все остальные соединения.
Теперь, с чистого листа, начнём монтаж.
Конечно жаль, что доступное напряжение для питания сигнальных цепей в STM_ах не 30 вольт, а всего лишь 24, но нам хватит и его. При питании ±12 вольт современные ОУ могут без напряга выдать амплитуду выходного сигнала 14-16 вольт, которой будет вполне достаточно для раскачки необходимого тока записи. Заметьте – и без всяких повышающих трансформаторов!
Рис.2 модификация усилителя записи магнитофонов STM
Для организации средней точки для ОУ используем уже стоя́щий на плате делитель из R3 и R2, только R2 развернём к питанию +24 и добавим к нему в параллель ещё один шунтирующий электролит.
Включение ОУ стандартное, неинвертирующее. Но, ОУ ставим в кровать. Так появится возможность менять типы операционников для нахождения требуемой окраски звучания УЗ.
Конденсатор на входе можно и не ставить – пунктирный обвод на схеме.
Если не нужен оперативный мониторинг входных/выходных сигналов через встроенный контрольный усилитель – цепь отвода сигнала на повторителе (отмечена голубым цветом на рис.2) можно и не собирать.
Догадываюсь, у вас есть вопрос: – как бы услышать звучание этого усилителя записи?
– Послушайте вот такой альбом. Его мастеринг был сделан методом записи-воспроизведения исходных миксов через магнитофон STM-310 с этим УЗ.
|
|
|
Рис.3 вариант компоновки платы c микросхемой TBA820
Рис.4 вариант компоновки платы c микросхемой TAA300
©2016 Никита Иванов-Номан
|
|
|
|
|